Основная образовательная программа ДОУ №14 п. Тыр
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования (далее – Программа) Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 п. Тыр Тырского сельского
поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее – указываем
краткое наименование) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями, Федеральным
законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 с изменениями и дополнениями, 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.,
пунктом 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2, действующих до 1 марта 2027 г., СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32, СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28.
2. Программа
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1) обучение
и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем
его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
3. Программа
определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО,
осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность (далее - ДОО), и планируемые результаты освоения Программы.
4. Объем
обязательной части Программы составляет 60% от общего объема программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет 40% и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО
Программ соответствуют содержанию и планируемым результатам
Федеральной программы.
5. Программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания
(далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных
групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План).
6. В
Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
7. В целевом
разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
8.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В
содержательный раздел Программы входит федеральная рабочая программа
воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
9.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Раздел
включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе
представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный
календарный план воспитательной работы.
10. ДОО предоставлено
право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от
конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других
участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных
возможностей.6. В
Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
7. В целевом
разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
8.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В
содержательный раздел Программы входит федеральная рабочая программа
воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
9.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Раздел
включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе
представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный
календарный план воспитательной работы.
10. ДОО предоставлено
право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от
конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других
участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных
возможностей.